Галина Каюмова (galina_kayumova) wrote,
Галина Каюмова
galina_kayumova

Categories:

Вокруг Спасо-Преображенского монастыря (Ярославль, #городаивеси)

Спасо-Преображенский мужской монастырь . Его мощные крепостные стены и башни сохранились до наших дней. «Громада», - это первое,что приходит в голову, когда белая цитадель вырастает перед глазами. Очень часто Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле называют кремлем.


На углах и изломах стен  - каменные башни, носящие имя расположенных  рядом храмов.  Михайловская башня. Узкая, прямая, относительно строгая и,пожалуй, даже изящная. Напротив - гарнизонный Храм  Архангела Михаила. Высокий подклет с крыльцом на ползучих арках, крупные главы, четырёхскатное покрытие и глубокий красный цвет. В зависимости от освещения он меняет оттенок: становится то золотисто-оранжевым, то тёмно-малиновым. Пилястры, наличники, арочные своды окрашены в ослепительно-белый. Даже на фоне пасмурного вечера церковь нарядная и яркая.

От Михайловского храма движемся вдоль южной стены монастыря.Удивительное чувство: глухие давящие стены с прорезями бойниц и вместе с тем ажурная лёгкость, создающая ощущение высоты и полёта. Быть может, дело в  дозорной башне и необыкновенной по красоте звоннице, которые высятся над каменным монолитом. 



Святые ворота. Главный вход на территорию монастыря. В настоящее время здесь находится историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Попасть внутрь нам, увы, не дано: время посещений вышло – ворота уже заложены.


Напротив ворот – парк. Здесь внимание привлекает стреловидная часовня Казанской Божьей матери - похожее на ракету шатровое сооружение с витражной перегородкой и колоколом. Над колоколом икона-барельеф – лик Богоматери.  У подножия витражного изображения Христа памятная плита: «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». По воле Государственного Монетного двора часовня эта известна каждому, кто держал в руках тысячную купюру образца 1997 года.


Здесь же, в парке, недалеко от часовни находим ещё одну милую достопримечательность - скамью примирения. Всё дело тут в  неровности сидения. Лёгкий его наклон от краёв к центру должен неизбежно привести к тому, что сидящие по разным концам скамьи скатятся к середине и, коснувшись друг друга плечом, помирятся, если были в ссоре. Ну а для влюблённых это лишний повод теснее прижаться друг к другу.

Спускаемся к Которосльной набережной. Теперь монастырские стены смотрят на нас сверху.
Московский мост. Беседка. Взгляд на противоположный берег.И  назад по крутому склону.




Жёлтый трёхэтажный дом, отделанный рустом. Сдвоенные  белые колонны, полукруглые  окна третьего этажа. Необычная и явно несовременная архитектура. Это здание бывшей духовной консистории. Сейчас здесь Ярославское Епархиальное Управление.  Совсем рядом стена, играющая оттенками серого. На ней приглашение от ярославских музеев.

Богоявленская башня Спасо-преображенского монастыря. Когда стоишь рядом, она кажется слишком обыкновенной, приземистой, хоть и выполнена в ложноготическом стиле. А вот глядя снизу, невольно вспоминаешь сказочный замок. Кажется, вот-вот принцесса Рапунцель спустит из окна свою длинную косу.


Рядом с башней, через дорогу, церковь Богоявления. Перекрытый огромным сомкнутым сводом, храм завершается двумя ярусами декоративных кокошников. Ещё одно богатое украшение – обилие  изразцов, щедро рассыпанных по пилястрам и барабанам. Зеленоватая изразцовая лента, словно сплетённая из цветов и трав, опоясывает красное каменное здание по периметру.



В конце монастырской стены находится ещё одна башня.Богородицкая. Глухая, непроездная, с глубоким подвалом и потайным ходом, она вместе с западной стеной была построена самой первой. А вот церковь, давшая ей название, не сохранилась. На её месте установлен памятник основателю города Ярославу Мудрому. Его изображение, кстати, красуется на уже упомянутой купюре вместе с изображением часовни.



«Ярослав Мудрый словно встречает путников», - эта формулировка в описании памятника впоследствии весьма позабавит. Стоящий как раз в центре транспортной разводки, исполин больше похож на гигантского регулировщика. В руке меч. Ну чем не полосатая палочка? По замыслу архитекторов, опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя. Ну а я, находясь во власти образа инспектора ГИБДД, с улыбкой констатирую: «Устал бедняга.  Руки опускаются». Подойти  к изваянию ближе, чтобы разглядеть детали,например, барельефы на постаменте, мы даже не пытаемся. И дорогу-то переходим короткими перебежками, в обход.



Угол Богоявленской площади. Стильное красное здание с зубчатой крышей не что иное, как помещение кондитерской фабрики. Первым её владельцем был купец Кузнецов. Здание имеет более чем столетнюю историю, является объектом национального достояния и, тем не менее, выставлено на торги: ни известнейшая марка, ни вековые традиции, ни исторические брэнды не спасли  предприятие от банкротства.

Проходим чуть дальше и оказываемся рядом с бронзовым медведем. Подняв левую лапу, зверь замер на огромном камне, не завершив шага. На камне высечено:  «Символ России –легенда Ярославля». Сюда мы тоже опоздали. И всего на каких-то минут пять или десять. Дело в том, что мишка каждый час рычит. Об этом оповещает табличка, призывающая сохранять спокойствие. Жаль, конечно, что медвежьего рёва не услышали: не караулить же косолапого целый час; а вот за бронзовую пятку я подержалась.




Возвращаемся к Михайловской башне. Круг замкнулся. Очередной прогулочный маршрут выбираем по принципу «куда глаза глядят». А глядят они на длинную аллею, уводящую от монастыря. Куда? Это и предстоит выяснить.

(Забегая вперёд, скажу, что через год, в наше второе валдайское путешествие,  мы с сыном вернулись в Ярославль, чтобы досмотреть, дойти, дослушать. И вот тогда-то время подгадали. Несмотря на  предупреждение, рык медведя всё равно заставил вздрогнуть от неожиданности)

Tags: #городаивеси, #хэшмоб, Кремль, Ярославль, архитектура, видео, монастырь, путевые заметки, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments