"Дело, которому ты служишь" Юрия Германа - первый роман трилогии "Дорогой мой человек". Книга была дважды экранизирована. Написана она в те далёкие времена, когда не просто "деревья были большими", - меня и на свете-то не было, в 1956 году.
Высокая патетика, советская идеология, вера в исключительное предназначение простого трудового человека - это то, чем пронизаны страницы романа, посвящённого становлению молодого врача Владимира Афанасьевича Устименко. Произведение не лишено плакатной напыщенности и наивности, изобилует лозунгами, которые произносят персонажи. При чтении это вызывает одновременно и улыбку, и интерес. Исторические реалии первых послереволюционных и предвоенных лет отражены именно в пафосно-героическом ключе.
Ещё на школьной скамье подросток чётко осознал, какому делу он хочет посвятить свою жизнь и уверенно зашагал к намеченной цели.
В книге мы встречаем экскурсы в историю медицины, факты из биографии великих медиков прошлого, размышления о цене врачебных ошибок, о месте врача в системе советских ценностей.
Молодой, горячий, бескомпромиссный, порой жёсткий сначала школьник, затем студент, а в последствии и молодой врач Устименко размышляет, учится, постигает азы мастерства и ведёт непримиримый бой с ханжеством, мещанством, приспособленчеством. Идеальный герой непростого времени.
Но именно с этого "рыцаря без страха и упрёка" очень уж хочется снять белое пальто. Именно ему неоднократно его любимая (любимая ли?) девушка Варя указывает на эгоизм, душевную чёрствость по отношению к близким, зашореность.
Ещё абсолютно ничего не добившийся Устименко тем не менее считает себя вправе быть резким с профессорами-педагогами, не желая извинить их лавирование в житейских ситуациях. Он берётся судить и выносить оценки, а подчас и навешивать ярлыки. Только он знает, чего хочет. Остальные студенты - это обезличенные светы-нюси, маменькины сынки и папенькины дочки. Только Устименко заслуживает похвалы и признание, ведь он "чего-то да стоит". Только Володя знает, что такое обида и боль. Только его цель- настоящая, высокая стоящая.
Его девушка занимается ерундой, мечтая о театре. Тем более, что она бездарна. Вот только сколько раз категоричный доброжелатель видел её на сцене? Часто ли присутствовал на репетициях? Или, может быть, выслушивал её рассказы о театральной студии, не пресекая на первой же фразе? Легко сосчитать - ни разу!
Только его чувства - это чувства. Только его боль - это боль. Даже осознавая свою чёрствость и бездушие по отношению к Варе, собственной тётке , герой кается, корит себя, но ничего не меняет, а вместо простых слов прощения просто уходит , не оглянувшись, так, как умеет только он.
Даже на последних страницах романа, когда действие становится драматично-напряжённым, описывается борьба с чумой в малоразвитой стране, Володя нет-нет, да и подумает о собственной значимости. сравнивая себя с теми, остальными, кто остался в Москве. Именно мысль о том, что он приедет и докажет всем этим сволочам, согревает его в трудные минуты.
Между тем на страницах романа выведены образы прекрасных людей, так же горячо преданных своему делу, настоящих, живых. Это и та самая Варвара, которая всегда всё понимает и умеет выразить ясно и просто и быть рядом в нужную минуту, это и отец главного героя Афанасий Устименко, и Родион Степанов.
Быть может, дело в юношеском максимализме? Об этом предстоит узнать в следующих книгах трилогии.
Оценка 4/5
Высокая патетика, советская идеология, вера в исключительное предназначение простого трудового человека - это то, чем пронизаны страницы романа, посвящённого становлению молодого врача Владимира Афанасьевича Устименко. Произведение не лишено плакатной напыщенности и наивности, изобилует лозунгами, которые произносят персонажи. При чтении это вызывает одновременно и улыбку, и интерес. Исторические реалии первых послереволюционных и предвоенных лет отражены именно в пафосно-героическом ключе.
Ещё на школьной скамье подросток чётко осознал, какому делу он хочет посвятить свою жизнь и уверенно зашагал к намеченной цели.
В книге мы встречаем экскурсы в историю медицины, факты из биографии великих медиков прошлого, размышления о цене врачебных ошибок, о месте врача в системе советских ценностей.
Молодой, горячий, бескомпромиссный, порой жёсткий сначала школьник, затем студент, а в последствии и молодой врач Устименко размышляет, учится, постигает азы мастерства и ведёт непримиримый бой с ханжеством, мещанством, приспособленчеством. Идеальный герой непростого времени.
Но именно с этого "рыцаря без страха и упрёка" очень уж хочется снять белое пальто. Именно ему неоднократно его любимая (любимая ли?) девушка Варя указывает на эгоизм, душевную чёрствость по отношению к близким, зашореность.
Ещё абсолютно ничего не добившийся Устименко тем не менее считает себя вправе быть резким с профессорами-педагогами, не желая извинить их лавирование в житейских ситуациях. Он берётся судить и выносить оценки, а подчас и навешивать ярлыки. Только он знает, чего хочет. Остальные студенты - это обезличенные светы-нюси, маменькины сынки и папенькины дочки. Только Устименко заслуживает похвалы и признание, ведь он "чего-то да стоит". Только Володя знает, что такое обида и боль. Только его цель- настоящая, высокая стоящая.
Его девушка занимается ерундой, мечтая о театре. Тем более, что она бездарна. Вот только сколько раз категоричный доброжелатель видел её на сцене? Часто ли присутствовал на репетициях? Или, может быть, выслушивал её рассказы о театральной студии, не пресекая на первой же фразе? Легко сосчитать - ни разу!
Только его чувства - это чувства. Только его боль - это боль. Даже осознавая свою чёрствость и бездушие по отношению к Варе, собственной тётке , герой кается, корит себя, но ничего не меняет, а вместо простых слов прощения просто уходит , не оглянувшись, так, как умеет только он.
Даже на последних страницах романа, когда действие становится драматично-напряжённым, описывается борьба с чумой в малоразвитой стране, Володя нет-нет, да и подумает о собственной значимости. сравнивая себя с теми, остальными, кто остался в Москве. Именно мысль о том, что он приедет и докажет всем этим сволочам, согревает его в трудные минуты.
Между тем на страницах романа выведены образы прекрасных людей, так же горячо преданных своему делу, настоящих, живых. Это и та самая Варвара, которая всегда всё понимает и умеет выразить ясно и просто и быть рядом в нужную минуту, это и отец главного героя Афанасий Устименко, и Родион Степанов.
Быть может, дело в юношеском максимализме? Об этом предстоит узнать в следующих книгах трилогии.
Оценка 4/5