Галина Каюмова (galina_kayumova) wrote,
Галина Каюмова
galina_kayumova

Categories:

«Мы влюбляемся в города, как в людей…»

Второй день в Йошкар-Оле

С утра мы решили возобновить прерванный маршрут с того места, где сбились с пути.

Шагалось легко и споро. Магазины, улочки, скверы были уже знакомыми. «Завтра они будут совсем родными, и мы сможем сами проводить экскурсии», - пошутила lacr1ma.

Площадь Ленина. Она должна была стать ориентиром в поисках двух любопытных скульптур, но оказалась интересной сама по себе.

Ранним субботним утром, ещё не растревоженная многочисленными туристическими автобусами, Ленинская площадь являла собой образец классической строгости и даже некоторой чопорности.

Вдоль дороги - длинное здание спокойного розового цвета, украшенное белым портиком, в нижней части отделанное рустом.



Необычный памятник Ленину, отличающийся от своих собратьев оригинальным оформлением постамента и свободной, без выброшенной вперёд десницы, позой Ильича.


Колоннада, увенчанная скульптурной группой, и афишные тумбы Марийского национального театра драмы имени Шкетана.


Маленький английский сад перед театром. Постриженный, как по линейке, кустарник вдоль дорожек.


Симпатичный лозунг на фасаде Марийского государственного университета: «Стань успешным!» Ну чем не девиз дня?


Много свободного пространства (отчасти благодаря пустующей парковке) и обилие солнечного света.

Мы кружили по площади, фотографировали ландшафт и фотографировались сами, время от времени ловили краем уха обрывки песнопений, откуда-то доносимые лёгким ветром.

Площадь нашли. Оставалось отыскать нужный университетский корпус.

Зелёная полусфера на крыше украшенного лепниной здания манила издали. Почему-то решили, что нам туда. Таблички с названием улицы указывали на ошибку, но ноги упрямо шли вперёд. Повинуясь какому-то внутреннему чувству, понимали, что не пожалеем. И не пожалели.


Увиденное было в списке объектов, желательных для осмотра, но, увлечённые другими, на первый взгляд, более интересными достопримечательностями, вряд ли стали бы целенаправленно разыскивать театр оперы и балета только для того, чтобы полюбоваться архитектурой. А тут, вот он, перед глазами. А прямо напротив явно не современный дом в приятных пастельных тонах. Классическая колоннада, на стенах лепные лиры в цветочном обрамлении, над портиком одухотворённые женские фигуры в длинных одеяниях. Но это не театр и не дворец культуры, как я сначала подумала. Здесь разместилась детская музыкальная школа – структурное подразделение Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С.Палантая.


Хорошее соседство. Стимулирующее. Сегодня разучивание гамм, а завтра, только через дорогу перейти, театральные подмостки.


Государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева по оснащению считается одним из лучших театров Поволжья. В нём есть даже орган, изготовленный в Страсбурге, а для анонса спектаклей используется электронное табло. Здание, построенное специально для театра, просто огромно. Обильно украшенное белыми барельефами, медальонами и виньетками, оно соединяет черты современности и старого барокко.




Вернувшись назад, к площади Ленина, нашли наконец и корпус А, и стоящий рядом бюст первого марийского академика Василия Петровича Мосолова, и окружённую цветами скамейку с вальяжно развалившимся на ней животным.


Закинув ногу на ногу (точнее лапу на лапу) и хитро щуря нагловатую морду, слегка снисходительно поглядывал на прохожих абсолютно довольный жизнью Йошкин кот.


Говорят, что студенты придумали традицию – тереть на удачу кошачьи лапу и нос. Однако теперь, чтобы добраться до талисмана, подчас нужно выстоять очередь: авторы скульптуры, талантливо обыгравшие известный эвфемизм и название города, создали настоящую знаменитость – без посещения бронзового зверя вряд ли обходится хоть одна иногородняя экскурсия.

Мы с Леной как-то умудрились втиснуться между массовыми наплывами посетителей и успели хорошенько зарядиться позитивом у хвостатого миляги.


Буквально в двухстах метрах от кота на проспекте Гагарина расположилась Йошкина кошка. Справедливости ради стоит заметить, что, пока мужчина развлекает туристов, дама времени не теряет: она в обществе кавалера украшает своим присутствием вход в одноименное кафе. Грациозная очаровательная кокетка, явно знающая себе цену, то ли чуть смущена, то ли выставляется напоказ.


Йошкина мышь, кстати, хоть и не обзавелась именной табличкой, тоже присутствует, пусть даже и в качестве добычи.


В обозначенные на вывеске у входа 10.00 кафе так и не открылось; видно было, что внутри есть какая-то жизнь, но замок снимать не спешили.

В ожидании открытия решили погулять по площади Оболенского – Ноготкова, благо идти недалеко. Но до площади дошли чуть позже, а пока осматривали её на расстоянии, не пересекая дороги, чтобы увидеть стоящие здесь дома и памятники в перспективе.


Национальная художественная галерея и торговый центр разместились в архитектурном сооружении, напоминающем итальянский дворец дожей с белыми арками и балюстрадами. На башне ярко-синий циферблат часов.


Это очень точные часы, настраиваемые по спутнику. Каждый час вдоль циферблата движется ослик с иконой на спине, и тогда площадь заполняется народом, желающим взглянуть на это красивое зрелище. Но в настоящий момент здесь было немноголюдно.

Без помех оглядев «Галерею», миновали мэрию и Дом правительства с прекрасным парком. Свернув за угол, очутились на улице Успенской.


И опять новые формы и краски.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Гостиница «Людовико Моро» с фигурой вельможи на балконе. Административное здание правительства Республики Марий Эл, судя по табличкам, здесь базируются Министерство спорта, Министерство финансов и Приёмная президента. Сложно как-то прокомментировать стиль строения (как и многое в городе, с итальянской ноткой), в голову приходит только одно: «С размахом, однако!»



От резиденции нынешнего лидера – к зданию с профилями вождей из прошлого. Барельефное изображение Маркса, Энгельса и Ленина на сером фасаде как традиционный элемент советской эстетики.



Сделав круг по заново открываемым местам, вернулись к Йошкиной кошке. Но и в одиннадцать кафе всё ещё было закрыто. Лена догадалась поискать информацию в Сети – оказалось, что попасть внутрь можно будет лишь через час. «Может, ограничимся видом с улицы, а пообедаем где-нибудь ещё?» Но моя спутница была категорична: «Нет уж! Через час, так через час! Два раза пришли, придём и в третий. Впечатление должно быть полным!» И вправду, трудно было отказаться от запланированного ещё в Ижевске, задолго до начала нашего маленького путешествия.

И снова площадь Оболенского-Ноготкова.


Памятник Священномученику Леониду, Епископу Марийскому. Копия Царь-пушки и ещё два орудия у входа в «Галерею», тоже, конечно, не настоящие. Восседающая на коне величественная фигура первого воеводы Царёва Города на Кокшаге.




Рассмотрев всё детально, заглянули в торговые ряды, скорее для того, чтобы занять оставшееся время. А в районе двенадцати уже выбирали удобное место под популярными часами.


Стрелки встретились на вершине циферблата, под бой и песнопения открылась верхняя ставня и показалась икона. Потом из нижнего окна веером раскрылся помост, по которому медленно прошествовал ослик и исчез в противоположном окне. Помост свернулся. Икона показалась снова, но уже с другой стороны. Механическое представление закончилось. Люди разошлись так же быстро, как и собрались, каждый по своим делам. Мы же в очередной раз отправились в гости к капризной кошке.

Третья попытка всё-таки увенчалась успехом. За терпение и настойчивость были вознаграждены оригинальным интерьером, превосходной кухней и прекрасным обслуживанием.

Насладившись отдыхом и вкусной едой, двинулись на бульвар Чавайна, используя как маяк хорошо заметное издали колесо обозрения. Времени осталось как раз, чтобы добраться до памятника, где была назначена встреча. Впрочем, пришлось поспешить: расстояние оказалось чуть больше, чем ожидали.

Конечно, мы немного волновались. Всё-таки встретиться предстояло с человеком, знакомым мне лишь по общению на форуме, а Лене так и вообще только с моих слов. А вдруг не найдём точек соприкосновения? Хотелось, чтобы и этот эпизод стал ярким и не обернулся простой формальностью.

До сих пор мне везло: мои виртуальные знакомые в реальности лишь дополняли созданный когда-то образ, не принося разочарований, и оставались приятными и почти родными. Так произошло и на этот раз.

Практически мгновенное взаимное узнавание и искренняя радость. И вот уже человек, скрывавшийся за строчками на мониторе, обретает глаза и голос, улыбку, полную очарования, и жесты. Очень быстро находится тема для разговора, и чужой город, без того открытый для диалога, становится ещё ближе.

Мы сидели на лавочке, давая отдых ногам. Над головой шелестели подкрашенные осенью кроны, в воздухе смешались голоса людей, крики птиц, звуки льющейся в фонтанах воды и летящей над бульваром песни уличных музыкантов. А душа рождала собственную мелодию.

«В Красном городе осень», - пульсировало внутри. Позже, много дней спустя, эта строчка станет стихами, а пока она просто билась в висок и пробовалась на вкус.

Потом мы шли со Светланой по её городу, и наши впечатления обретали новые краски. Как лимонная долька или веточка мяты изменяют вкус чайного настоя, так и восприятие, приправленное ремарками коренной йошкаролинки, вбирало в себя дополнительные ноты.

И снова набережная. Сначала к «Двенадцати апостолам». Так называется ресторан на Патриаршей площади, знаменитый своими часами. Это ещё одни куранты «с выходом». Но если ослик на «Галерее» показывается людям каждый час, то явление апостолов происходит в три раза реже.



Прообразом здания является замок Шереметьева. По балкону замка движутся выполненные в человеческий рост фигуры. Впереди верхом на ослике едет Иисус Христос. Шествие сопровождается колокольным звоном и Песнопением «Да молчит всяка плоть человеча».


Замкнутая в круг «дом – работа – дом», Света была удивлена количеству туристов. Наверное, только с нами Ока взглянула на свой родной уголок в этом ракурсе. То, что стало обыденным и привычным, а подчас и лишённым понимания, вдруг предстало в новом свете. Когда мимо продефилировала очередная дама с мегафоном, как цыплят, собирая под крыло экскурсионную стайку, у Оки непроизвольно вырвалось: «Что, и туристов водят? У нас их столько???» «Ещё как водят!» - улыбнулись в ответ.



Убедиться в этом пришлось очень скоро. После апостольского шествия попытались поближе рассмотреть фонтан с памятником Петру и Февронии. Да куда там! К возведённым в ранг святых супругам было не протолкнуться, а установленная среди бурлящей воды ладья напоминала терпящий бедствие «Титаник»: люди были и вокруг, и внутри, и даже, казалось, выныривали из фонтана. Словом, более тесное знакомство с Патриаршей площадью оставили на утро, а пока рассматривали фасады плотно прижатых друг к другу домов на берегу.


Национальная президентская школа-интернат для одарённых детей. Рядом памятник юной Елизавете. Очаровательная девушка сидит верхом на скачущей лошади. Почему императрица и почему именно здесь, перед школьными окнами? Ответ я нашла чуть позже на официальном информационном портале в новостной заметке, рассказывающей об открытии скульптурной композиции: «При Елизавете были предоставлены определенные льготы Ежово-Мироносицкому монастырю, который сыграл в те годы не только миссионерскую роль, но и стал одним из экономических центров Марий Эл. <…> В открываемых марийских селениях «иногородческих новокрещенских» школах вводился родной язык. <…> Её высочайшим указом от 7 апреля 1742 года в Казанской губернии были образованы четыре школы, одна из них в г. Царевококшайске, для обучения новокрещенских детей грамоте».

Ещё немного вперёд, и перед глазами Министерство здравоохранения. Необычно оформленная стена. От ступеней до кровли пирамидой разместились барельефы святых. Их тринадцать. Среди них, например, преподобный Сергий Радонежский, Николай Чудотворец и Серафим Саровский.


Потом вернулись на мост. В очередной раз пересекли Архангельскую слободу. К известному русскому городу, кстати, это местечко не имеет никакого отношения, а своё название получило из-за парящего над фонтаном крылатого Архангела Гавриила. Есть тут и Дева Мария с младенцем на руках.


Наконец, добрались и до маленького парка с красными клёнами. Невысокая кованая ограда, опутанная плющом красноватого же оттенка, молоденькие деревца и сидящий на троне Лоренцо Медичи с книгой в руках. А ещё босоногая муза за плечом и верный лев у ног. Всё это на фоне реки, обильно приправленное гомоном туристов.



Заполучив в полное распоряжение персонального гида, конечно же, спрашивали и уточняли.

На отрезок набережной с памятником Пушкину даже взглянули издалека. Но Лена вынесла свой вердикт относительно неподходящего солнца, и, пополнив список на завтра, мы отправились пить кофе.


Впору было издавать популярные демотиваторы с модным слоганом «То самое чувство, когда…»


Это было то самое чувство, когда…
…тепло и уютно сидеть в маленьком кафе;
…греет приятная беседа;
…смешат старые анекдоты;
…душа мурлычет, как сытый обласканный котёнок.

А выйдя из кафе и (уже в который раз!) двигаясь по бульвару Чавайна, лично я испытала то самое чувство, когда кажется, что знаешь каждую выбоину, каждый камушек на мостовой.

У Светланы решили спросить про «Обыкновенное чудо». В туристических путеводителях о нём упоминают весьма редко, потому что это всего лишь образовательный комплекс. Оказалось, что Ока про него знает. И знает очень хорошо, потому что работает как раз напротив. От неё услышали и историю о том, как детский сад и школа получили столь восхитительные стены. Оказывается, некий богатый романтик построил это чудо для своей жены, чтобы и работа была для неё сказкой.

Чуть подкрашенный первыми лучами вечерней зари, со стаями ворон, кружащими в небе, замок словно погружал в атмосферу средневековья. Несколько мешали антуражу современные авто, припаркованные в непосредственной близости, но в любом случае картина впечатляла.



Поэксплуатировав Оку в качестве гида ещё немного и, добавив в завтрашний список очередной пункт, постепенно стали прощаться.

Постепенно, потому что до расставания было ещё любование закатным заревом над Царёвококшайским кремлём, прогулка по городу, который всё больше и больше погружался в сумрак, и попытка досказать несказанное на последнем перекрёстке.






Так бывает, когда старые друзья, попрощавшись в десятый раз, вдруг снова застывают на пороге и начинают новую беседу, чтобы через не сколько минут проститься опять и опять застрять у приоткрытой двери.

На память совершенно естественно пришли слова, сказанные мной когда-то: «Мы влюбляемся в города, как в людей... Мы влюбляемся в города из-за людей. Мы влюбляемся в людей, которые в городах, и города наполняются смыслом...»
Tags: #91autumndays, #91деньосени, #архитектураповторникам, #блогерскаяосень, #городскаясреда, #средаобитания, 91 день осени, Йошкар-Ола, архитектура, блогерская осень, памятники, путевые заметки, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Йошкар-Ола” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Posts from This Journal “Йошкар-Ола” Tag