Галина Каюмова (galina_kayumova) wrote,
Галина Каюмова
galina_kayumova

Categories:

Витославлицы хранят старину

В музее под открытым небом я побывала в далёком  2012. Это была часть нашего с сыном автопутешествия к моей подруге на Валдай. Мы постарались тогда посмотреть как можно больше. По впечатлениям был написан дорожный очерк «На Валдай и обратно». Отрывки из этого очерка я выборочно публиковала в Живом журнале. Предлагаю вниманию ещё  один эпизод – о Витославлицах.


<…>
Забираем машину со стоянки, сверяемся с картой и держим путь в сторону Витославлиц. Когда-то так называлось село на южном берегу озера Мячино. Сегодня Витославлицы – Новгородский музей народного деревянного зодчества. Значение стрелочек по обозначенной на карте дороге становится понятным почти на месте, когда на обочине вырастает запрещающий «кирпич». Одностороннее движение. Объездной путь – ни много ни мало сто пятьдесят километров. Выбор невелик: искать новый маршрут или идти пешком. Останавливаемся недалеко от Благовещенской церкви на Мячине и шагаем по узкому шоссе, с одной стороны которого тянется Юрьевский пруд, с другой – озеро, не имеющее чётких границ.



Расстояние, которое нужно пройти, не так уж и велико – пара километров. Но отмеряно ногами уже немало, дорога идёт в гору, да и солнце не усмиряет лучей. Все неудобства с лихвой окупаются необыкновенными по красоте видами. Иногда прибрежные заросли напоминают мангровые деревья. Это следствие колебаний уровня воды в периоды паводка.


Наконец добираемся до территории музея под открытым небом. Сюда из различных мест по брёвнышку перевезены и сложены заново интересные избы, хозяйственные постройки и деревянные церкви. Расположены музейные экспонаты таким образом, чтобы воссоздать деревенскую застройку: жилые улицы, храмовый комплекс, на отшибе кузница. Возле домов можно увидеть людей, занимающихся традиционными ремёслами, например, плетением. Прямо на ваших глазах рождаются корзина или лапти.




Внутри крестьянских изб экспозиции, посвящённые тому или иному обряду, жизненному укладу или какой-то сезонной работе.




Все смотрители одеты в костюмы, которые по замыслу являются воссозданием русского народного платья. По этому поводу Валентина, увлекающаяся древним текстилем, язвит: «Одежда неизвестного народа».

Заходим в открытые для осмотра избы, любуемся храмами, отдыхаем в тени деревьев, поднимаемся по высокому церковному крыльцу на площадку-гульбище.



Возникает ощущение настоящего, живого поселения: люди гуляют или отдыхают, сидя на лавочках; иногда мимо проходят шумные компании, сопровождающие жениха и невесту; где-то идёт строительство.

Единственное каменное здание – бывшая усадьба графини Орловой-Чееменской. Своеобразный музей в музее. Здесь проходят тематические выставки. К сожалению, выставочный зал открыт не всегда – мы туда не попадаем. Впрочем, даже чтобы просто обойти огромное пространство с образцами зодчества, нужно довольно много времени.


Часть отведённой под экспонаты зоны ещё не застроена, пока это просто прекрасный парк с противопожарным водоёмом и тенистыми аллеями. Кое-где уже сделана разметка под будущие избы, часовни или амбары.


Местное учреждение общепита стилизовано под доспешню – так на Руси называлось помещение, где готовили кушанья. Заходим, чтобы выпить квасу и передохнуть.


На одной из окраин находим два деревянных судна.


Отсюда же открывается чудесный вид на Рюриково городище и Свято-Юрьев монастырь. На фоне белых стен монастыря чернеет мельница-шатровка. Мельница расположена на музейной территории, но в таком отдалении, что остаётся констатировать: дойти до неё просто не хватит физических сил.


Осмотрев окраинные церкви и оценив размеры амбара, привезённого из Иверского монастыря, пускаемся в обратный путь: сначала до ворот, затем до оставленного у дороги автомобиля.




Уставшие ноги просят пощады. Предвечерний час никак не сказывается на разыгравшемся солнце. Наивная попытка поймать попутку оказывается безуспешной. Автобусная остановка тоже не радует надеждой: желающих добраться до города много, а автобуса не видно. Одно хорошо: обратно идти под горку. Там, где асфальт, укрытый кроной деревьев, не очень сильно раскалён, иду босиком. Как только жар от дорожного полотна становится нестерпимым, обуваюсь или осторожно ступаю по обочине, среди мелких камушков выбирая участки, заросшие травой. Наконец достигаем исходной точки и ставим на карту Новгорода очередной «флажок».

Немного справочной информации:

Комплекс входит в состав Новгородского государственного объединённого музея-заповедника (НГОМЗ).
Адрес: Юрьевское ш., 14, Великий Новгород, Новгородская обл., 173007
Часы работы: 10:00-20:00; объекты с 10:00-18:00; 2 избы 10:00-20:00. Кассы до 19:40. Без выходных
Дата основания: 5 июня 1964 год
Дата открытия: 16 мая 1967 год
Сайт: https://novgorodmuseum.ru/muzei/vitoslavlitsy
Фотосъёмка: Разрешена только любительская, оплачивается дополнительно (выдаётся стикер, который проверяется при входе на объекты, на улице можно снимать свободно). Для профессиональной требуется специальное разрешение. Съёмка с квадрокоптера запрещена.
Билеты:
Стоимость для граждан РФ и Беларуси
Взрослые 200
учащиеся 140
дети до 16 лет бесплатно
Полная стоимость
взрослые290
учащиеся200
дети до 16 лет бесплатно
Возможна онлайн-покупка. Есть дни бесплатного посещения и льготы (вся информация на сайте)
Tags: #10музеев, #музеимира, #осеньосень, #средаобитания, Великий Новгород, Витославлицы, архитектура, деревянное зодчество, музей, осеньосень, путевые заметки, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Posts from This Journal “музей” Tag