Карты мечет крупье лукавый... (из старых тетрадей)

Карты мечет крупье лукавый:
Пять тузов в краплёной колоде.
Блефовать получено право
Только теми, кто нынче в моде.
Расплести змеиный клубок
Не дано – пытаться не стоит.
Добродетелью назван порок,
Лицемерие стало сестрою.
Я стараюсь от мелких бед
В голос твой плотнее закутаться.
Кто сказал, что я плачу? Нет.
Это дождь в ресницах запутался.


© Copyright: Галина Каюмова, 2007

Иногда достаточно поговорить

Юсси Адлер-Ольсен  « Без предела»

Очередная книга Адлера-Ольсена о расследовании отделом Q старого дела о гибели молодой девушки вызывает поток размышлений.  Они появляются не столько в процессе чтения, сколько в качестве послевкусия.

Книга, ничем не выделяющаяся из ряда ранее написанных, тем не менее, не отпускает.

Само название «Без предела» уже многозначно. О каком пределе идёт речь?  О границах человеческой жестокости? О количестве заблуждений? О неизученности человеческих возможностей? О нежелании остановиться в стремлении к цели, которая не выбирает средств? В романе есть и то, и другое, и третье.

В один клубок сплелись старые и новые преступления, совершённые  разными людьми.

Кого-то настигает правосудие, кто-то становится  жертвой, а кому-то  бумерангом возвращается совершённое зло.

Скольких жертв и ошибок можно было бы избежать, как-то изменить ход вещей, если бы люди не строили догадок и  не подпитывали собственные заблуждения, ревность или жажду мести, а просто поговорили!

Оценка 4/5

Ты плетёшь кружева из слов... (из старых тетрадей)

Ты плетёшь кружева из слов,
погружая в восточные сказки.
Мы из разных с тобой миров.
Может быть, придуманы краски.
Ты рисуешь меня в голубом
Или в розовом, или в жёлтом.
Ну а я щебечу перед сном
Ни о чём и опять о чем-то.

Протянулась тонкая нить,
Оборвать её? Сохранить?

© Copyright: Галина Каюмова, 2009

Вопреки обстоятельствам

Юсси Адлер-Ольсен  « Эффект Марко»

На протяжении целой серии книг Адлер-Ольсен  исследовал истоки зла, отыскивая их  в раннем детстве и среде воспитания главного злодея. При этом преступник оказывался одновременно и жертвой, вызывая разную степень сочувствия.

"Эффект Марко", пожалуй, впервые даёт иной взгляд на обстоятельства: главный герой, воспитанный на улице и впитавший воровские законы, не желает мириться с предназначенным ему путём и делает все, чтобы вырваться из пут клана.

Судьба пятнадцатилетнего подростка, который решил во что бы то ни стало получить образование, датское гражданство и вести честную жизнь, вызывает интерес. Именно страницы, посвящённые скитаниям Марко, его реальным шагам к намеченной цели, наиболее яркие, динамичные, насыщенные.

Уже по традиции в романе нет детективной загадки (читателю многое известно практически с самого начала), но следить за распутыванием дела, за которое отдел Q взялся из-за эмоционального порыва Розы, достаточно любопытно.

Автор остаётся верен себе: в центре внимания не столько Карл Мёрк со своей командой, сколько попавший в серьёзную переделку мальчик.

Новым, пожалуй, является чётко обозначенный контраст между хорошими и плохими, хотя и здесь мы найдём немало полутонов, если обратиться к некоторым второстепенным персонажам.

В книге можно почерпнуть много интересного о нравах, царящих внутри клана профессиональных нищих и воров, попутно знакомясь с переплетением улиц и парков Копенгагена и его окрестностей (любители необычных топонимов могут потренироваться в выговаривании названий).

Дело убийцы со строительным пистолетом, расследуемое на протяжении всей серии, не сдвинулось с мёртвой точки, но в состоянии Харди, парализованного напарника Карла, наметился неожиданный прогресс.

Ироничная манера, с которой Адлер-Ольсен  рассказывал о сотрудниках спецотдела, приобрела оттенки сарказма, направленного на случаи кумовства, недальновидности, непроходимой глупости и тупого бахвальства некоторых высокопоставленных коллег Мёрка.

В целом в книге чуть больше оптимизма, чем в предыдущих произведениях цикла.

Оценка 4/5

Монстры порождают монстров

Юсси Адлер-Ольсен «Журнал 64»

Очередное дело отдела Q связано с исчезновением сразу нескольких человек.

Для читателя здесь нет загадки: с самых  первых  страниц известно, что произошедшее - результат мести Нэте Германсен за свою искалеченную жизнь, остаётся следить за ходом расследования.

Фоном для нового дела служит дело об убийце со строительным пистолетом, жертвой которого стал сам Карл Мёрк и его напарники.

Очередные детали появляются на протяжении всей серии романов в расчёте на то, что читатель знаком с каждой из книг.

И снова на первый план выдвигается история центральной фигуры преступления и связанные с ней события, деятельность же отдела полиции вторична, хоть и освещается параллельно.

Перед нами социальная драма. Это страницы, посвящённые расслоению общества, жестокому обращению с детьми, идеям фашизма о преобладании одной расы над другой и принудительной стерилизации "недостойных" женщин.

На фоне преступлений, возведенных в национальную идею и подкрепленных деятельностью общественной организации, членством в которой не чураются полицейских чины, государственные и политические деятели, поступки Нэте (даже чудовищные) просто меркнут.

Фигура Германсен интересна и противоречива - она вызывает одновременно сочувствие и неприятие.

Новыми штрихами дополняются члены команды Мёрка Роза и Ассад.

По-прежнему изображение отдела Q имеет налет карикатурности.

Не совсем понятно назначение некоторых сцен. И если сексуально окрашенные эпизоды, связанные с Нэте и островом Спрогё, направлены на воссоздание атмосферы, в которой жила героиня, то детали использования полицейскими туалетных комнат во время эпидемии рота вирусной инфекции вызывают лишь недоумение.

Несмотря на очевидность расстановки фигур в противостоянии добра и зла, припасенные Адлер-Ольсеном повороты способны удивить.

Оценка 4/5

Анюткины говорилки

Двухлетняя Нюся активно осваивает ролевые игры. Иногда её зверята ведут весьма любопытные диалоги. Мне остаётся только  слушать и изо всех сил сдерживать рвущийся наружу хохот.

- Ты кудаааа? Вернииииись!!!
-Я скоро приду. На работу я. Пойдём со мной на работу.
-Нет, не пойду.
-Пойдём на работу со мной.
- Не хочу я на работу. Я лучше семечки буду кушать.

Правил нет... (из старых тетрадей)

Правил нет – это главное правило.
Аксиома: всё идёт правильно!
Все границы давно нарушены.
Мы друг друга касаемся душами.
И несёмся с космической скоростью
К кульминации светлой повести.

© Copyright: Галина Каюмова, 2007

Хочу любить... (из старых тетрадей)

Хочу любить! Пронзительно и звёздно.
Тонуть в объятьях сладостных и острых.
Хочу, чтобы дыханье губ любимых
Касалось сердца и несло лавиной.
Хочу почувствовать забытый зов стихии
И ощутить, как возбуждает имя.
Хочу, чтобы от взгляда било током,
Чтобы слеза текла янтарным соком
От страсти и волненья по подушке.
Чтоб от самой себя мне стало душно.
Хочу быть птицей на твоей ладони.
Лететь туда, где ночь меня не помнит.

© Copyright: Галина Каюмова, 2007